Советы бывалых. Выпускному курсу от старшего товарища. Краткий справочник по защите дипломной работы

Вот он, заключительный рубеж. Позади практика, остаются мелочи вроде госэкзаменов и защиты – и вот он, заветный диплом под бурные аплодисменты однокурсников и деканата, все еще не верящего в происходящее.

О дипломной работе (к примеру, дипломная работа по журналистике). Это твоя квалификационная работа, то есть труд / проект, по качеству подготовки и защиты которого государственная аттестационная комиссия решит, присуждать ли тебе академическую степень бакалавра или квалификацию специалиста или же попросить «повторить на следующий год». К слову, получить «неуд» на защите - явление чрезвычайно редкое, о таких случаях преподы рассказывают с бОльшей иронией, чем о двойках на госах. Потому как «неуд» по дисциплине – это, помимо собственно незнания материала, еще и стечение обстоятельств (растерялся / перепутал / большой объем / «вот именно этот билет не учил, но знаю все остальное, а они не спросили..» и проч.), в то время как при дипломке такое отношение не укладывается в сознание прежде всего руководителя: еще бы, писать работу учебный год и на защите не суметь ее даже пересказать… Это еще и огромный минус самому преподавателю – вслух, может, никто ничего и не скажет, но коллеги обязательно это обсудят, и полбеды, если «учебные подвиги» дипломника стали притчей во языцех на весь университет, и то могут высказать, что было «халатное отношение» и «не проведена работа надлежащим образом». Руководствуясь такими нехитрыми соображениями, руководитель будет пытаться или на самом деле выжмет соки из счастливчика до защиты, чем краснеть во время ее. Откровенно говоря, задача руководителя, помимо проверки дипломной, - максимально хорошо подготовить студента к защите, объяснить процедуру, особенности и тактические приемы.

Полагая, что знания и опыт лишними не бывают, делюсь своими.

1. Подготовительная работа. Выбор темы и руководителя. Советую задуматься об этом заранее, иначе все хорошие (= актуальные, интересные, перспективные) темы вместе с ответственными и толковыми руководителями будут разобраны дальновидными однокурсниками. Тема должна быть: интересной для тебя, в первую очередь; с хорошей библиографической подпиткой, статистикой и практикой; актуальной, то есть либо злободневной, либо обсуждаемой, либо все вместе. Руководитель дипломной работы – преподаватель с выпускающей кафедры (зависит от специальности), и лучше выбирать того, кто будет с тобой реально работать, а не относиться спустя рукава. Обычно с определением руководителя проблем не бывает: многие к концу предыдущего курса приблизительно знают, у кого бы хотели закрепить диплом – это и личный авторитет преподавателя, и его научные интересы, и человеческие качества. Как правило, лучше сначала договориться с преподавателем насчет руководства, а затем с ним вместе выбрать тему, написать заявление, составить план и на этом подготовительную работу можно считать завершенной.

2. Выбор места практики. Дипломная работа должна отражать не только уровень теоретических знаний, но и умение применить их на практике, ну хотя бы определить, что относится к теме. Поэтому не стоит упускать возможность пройти профессиональную и (или) преддипломную практику в организации, которая имеет максимально непосредственное отношение к дипломке. Словом, если тема работы – велосипеды, то идти нужно либо на соответствующий завод / конструкторский отдел, либо ремонт / прокат велосипедов, либо на велотрек / велогоночную команду, потому что на автоконцерне или гонках «Формулы-1», какими бы они престижными не казались, материал ты не найдешь. Конечно, если речь не идет о возможности остаться на работе по месту практики, а тебя эта организация не прельщает – но тогда и тему надо было выбирать с прицелом на перспективы J

3. Работа над работой. Здесь 2 варианта: либо пишешь сам, либо на заказ пишут тебе. Второй вариант на первый взгляд кажется проще и распространенней, но и тут есть свои подводные камни. Во-первых, кто будет писать. Хорошо, если это человек той же профессии, потому что иначе не оберешься ляпов и нестыковок, да и простого непонимания исполнителя того, из чего и как компоновать дипломку. В итоге, если руководитель потребует, переделывать ее придется, скорее всего, тебе, а времени останется не так много. Во-вторых, даже если тебе напишут теорию, практику придется искать и прописывать в текст самому. В-третьих, основная опасность заключается в том, что, если даже работа выполнена на уровне кандидатской, ты, не зная и не понимая логики автора, не сможешь так же достойно представить ее на защите, «поплывешь» на вопросах комиссии и, таким образом, красноречиво продемонстрируешь происхождение работы.

Писать работу самому, конечно, труднее, но оно того стоит. Если к твоему труду еще будет прилагаться ответственное отношение руководителя – цены такой дипломке не будет, поверь. И на защите комиссия сможет убедиться, что ты «в теме» и вполне ориентируешься в материале, что всегда учитывается при выставлении оценки.

4. Оформление дипломной работы. Техническое оформление регламентируется Государственным общеобязательным стандартом РК (ГОСО) 5.03.016 -2009 «Правила выполнения дипломной работы (проекта) в высших учебных заведениях Республики Казахстан» (дата введения 1 сентября 2009 г.). Во многих вузах есть методички по написанию и оформлению дипломных работ, но перепроверь год издания – ГОСО будет иметь преимущество, так как утверждается приказом Министра образования и науки РК. Здесь ты найдешь требования к структуре и объему работы, образцы оформления элементов работы, параметрам текста, иллюстрациям, рисункам и приложениям.

5. Процедура защиты. Ее тебе объяснит руководитель либо ответственный на кафедре при проведении предварительной защиты (предзащита). Предзащиту проводят за месяц – полтора до госов / защиты, так сказать, проверка готовности. Строго говоря, к этому времени должно быть готово около 80% дипломки: основная часть однозначно, введение – заключение и оформление могут дорабатываться и позже. Предзащита нужна для того, чтобы оценить готовность студентов и смоделировать ситуацию защиты дипломки, на примере показав, что и в какой последовательности происходит.

Структурно защиту можно разделить на этапы:

1) выступление дипломника. Тебя представляют, оглашают тему и приглашают за трибуну. Время для выступления – около 10 минут (максимум). За это время ты, как минимум, должен раскрыть:

- актуальность темы (почему ты ее выбрал, чем она важна);

- основные выводы по работе (постановка проблемы или постановка и решение проблемы).

Помимо этих ключевых вопросов, можно остановиться на цели и методах выполнения работы, степени исследованности, проиллюстрировать примерами или цифрами свои выводы. Допускается взять с собой за трибуну экземпляр работы, чтобы ориентироваться на месте, при этом один экземпляр будет у комиссии. К защите можно подготовить наглядный материал: таблицы, схемы, слайды, презентации и др.

Речь лучше подготовить и отрепетировать заранее – сплошная зачитка текста не производит впечатления достойной высшего балла.

Обязательно помни о правилах вежливости: поздороваться с присутствующими, а в конце выступления поблагодарить за внимание.

2) вопросы комиссии и аудитории. Защита – мероприятие публичное, то есть любой человек может присутствовать на представлении дипломного проекта и задавать вопросы. Комиссия вопросы задавать будет обязательно – отсутствие вопросов, как правило, не самым лучшим образом характеризует уровень дипломки / выступления – работа не вызвала интерес.

Вопросы комиссии можно промоделировать на предзащите или с группой / друзьями: каждый выступает, а слушатели задают вопросы, начиная с элементарных («понятие велосипеда», «какие авторы занимались изучением этой темы», «кто изобрел велосипед») и заканчивая выяснением личного мнения («Ваше мнение о перспективе города пересесть с автомобилей на велосипеды, положительные и отрицательные последствия»). Примерные вопросы можно проработать и исходя из речи – кто-то может обратить внимание на умалчивание проблемы или другие моменты (фамилии, статистика, классификация и проч.).

Прежде чем ответить на вопрос, не забудь поблагодарить, а сам ответ выстрой максимально полно, точно и кратко. Отвечать «Я не знаю», «Затрудняюсь ответить» и прочее подобного характера нежелательно, да и принципиально запрещается. Логика проста: ты единственный в этой аудитории, кто знает тему досконально (насколько это возможно, конечно), и нельзя позволить сбить себя с толку хитроумными вопросами.

Именно на этом этапе легко вычислить, сам ли студент писал работу или нет.

3) отзыв и рецензия. Отзыв – это письменное обоснование научного руководителя о степени проработанности темы с выводом о допуске / отказе в допуске к защите. Процедура требует личного присутствия руководителя, поэтому на руках комиссии отзыв может быть в письменной форме, а преподаватель выступит с речью сам. Если его не будет, комиссия зачитает отзыв с обязательной формулой решения о допуске или недопуске.

Рецензия – это письменный текст, содержащий разбор и оценку научной работы, данную сторонним лицом, компетентным в данной области знаний. В рецензии оценивается качество работы, ее соответствие стандартам, новизна, а также то, была ли достигнута поставленная перед автором цель. Рецензентами могут выступать, как правило, либо остепененные люди (имеющие ученую степень), либо практические работники на руководящих должностях. Если рецензента ты нашел сам – сообщи об этом заранее, чтобы руководитель подал данные для вынесения приказа о рецензентах, иначе рецензия не будет иметь силы. Проследи, чтобы, помимо похвал, в рецензии были:

1) указание, на чью работу она дается (твои фамилия, имя, отчество, название вуза, код и название специальности, тема работы);

2) полное наименование должности / регалий рецензента, его фамилия и инициалы, подпись, заверенная печатью по месту работы;

3) замечание, то есть недостаток в работе, который, с одной стороны, свидетельствует, что рецензент ознакомился с работой и тебе есть в чем совершенствоваться дальше, с другой – замечание не должно «убивать» работу, то есть должно быть адекватным и некритичным, на которое ты сможешь ответить. Ответ необходимо согласовать с руководителем.

После того, как тебе зачитают рецензию, следует поблагодарить рецензента (даже если он не присутствует – это тоже правило вежливости научного мира) и ответить на замечание максимально дипломатично.

4) заключительный. Выслушав твой ответ на замечание рецензента, комиссия даст возможность произнести заключительную речь, которую можно рассматривать как благодарственную (вспомни церемонии вручения наград, того же «Оскара»). Здесь предоставляется полная свобода: можешь поблагодарить однокурсников и преподавателей за чудесные годы студенчества, знания и дружбу или пожелать всем удачи. Главное: обязательно поблагодари своего научного руководителя. Все-таки под его руководством ли, именем ли, но задача защиты дипломной работы была выполнена :-)

Удачи и драйва! )))

автор - Акбота