Полезная информация
Добро пожаловать на первый курс! Матчасть учебы в университете
Добро пожаловать на первый курс! Матчасть учебы в университете

Практически полностью вся система высшего образования Казахстана перешла на западные технологии обучения, и основным проявлением этого процесса стало внедрение кредитной технологии.

Кредитная (ударение на первый слог)) технология обученияэто система получения образования, основанная на следующих началах:

1) измерении времени, затраченного на учебный процесс, в условных показателях – кредитах;

2) от 50 % до 70 % учебного материала изучается студентом самостоятельно;

3) выбор студентом траектории обучения в определенных пределах;

4) академическая мобильность.

Кредит – условная единица измерения объема учебной дисциплины, равная 15 контактным часам из расчета 1 контактный час в неделю при продолжительности академического периода 15 недель (семестр).

Контактный час подразумевает время непосредственной работы преподавателя со студентом, в частности, лекции и семинары. Помимо контактных часов, в учебном процессе по каждой дисциплине предусматриваются неконтактные часы в виде самостоятельной работы студента с преподавателем (СРСП) и самостоятельной работы студента (СРС). Эти формы обучения и составляют те 50-70% объема дисциплины, отведенных на самостоятельное изучение студентом. На практике это выглядит так, что студенту даются задания по отдельным вопросам или темам дисциплины, например, подготовить конспект, доклад, принять участие в обсуждении в группе. Помимо этого, в традиционной кредитной системе обучения студент, помимо семинаров, СРСП, СРС, должен быть подготовлен и к лекциям, так как преподаватель обязан заранее выдать тезисы (краткий текст основных положений) лекций, студент – прочитать материал из рекомендованных источников и явиться на лекцию уже со знанием темы. На самой лекции лектор в этом случае раскрывает лишь не понятые студентами аспекты, отвечает на вопросы, освещает теоретические или практические проблемы темы. Лекция по кредитной технологии обучения строится на модели диалога, дискуссии между студентом и преподавателем, а не на монологе преподавателя, что было классикой до недавнего времени.

По каждой дисциплине для студентов разрабатывается силлабус – учебная программа, в которой даются сведения о преподавателях, пререквизитах и постреквизитах изучаемой дисциплины, информация о предмете, рекомендации преподавателя для освоения дисциплины, план лекций, план семинарских занятий, план СРСП и СРС.

Пререквизиты дисциплины (курса) – это дисциплины обязательного компонента, которые студент должен изучить до данной дисциплины, постреквизиты дисциплины, соответственно, те дисциплины, которые изучаются на базе усвоения данной.

Говоря о пре- и постреквизитах курса, я упомянула о дисциплинах обязательного компонента – это тоже особенность кредитной технологии обучения.

Все дисциплины, которые изучаются при обучении специальности, делятся на 3 блока:

1) общеобязательные;

2) базовые;

3) профилирующие.

Как видно из названий, каждый блок несет свою функциональную нагрузку:

общеобязательные дисциплины изучаются независимо от специальности – это те предметы, которые составляют показатель общего уровня образованности человека в целом: история, философия, политология, социология, основы экономической теории, основы права и другие;

базовые дисциплины образуют основы, костяк формирования специалиста в определенной сфере, общая теоретическая подготовка, то есть наиболее общие для нескольких родственных специальностей дисциплины;

профилирующие дисциплины – специализированные дисциплины, характерные для осваиваемой специальности.

Помимо этого, внутри каждой группы дисциплин существует деление дисциплин на обязательный компонент и компонент по выбору.

Дисциплины обязательного компонента утверждаются в государственных общеобязательных стандартах образования (ГОСО) по каждой специальности, дисциплины компонента по выбору утверждаются вузом в отдельном документе - рабочей учебной программе специальности – и предусматривают, что студенты самостоятельно выбирают из предложенного вузом перечня дисциплины в определенном объеме кредитов для изучения. Как правило, дисциплины выбираются в конце каждого учебного года на следующий учебный год, так как индивидуальная траектория обучения формируется на учебный год на основе рабочего учебного плана специальности. В индивидуальном учебном плане студента отражается, какие дисциплины обязательные и по выбору каждой группы дисциплин он будет изучать в течение года, количество кредитов, курсовая работа, практика.

Формировать индивидуальный учебный план вам будут помогать эдвайзеры – это преподаватели, которые являются специалистами в вашей сфере и осуществляют работу по информационному обеспечению вашей учебы. Само слово «эдвайзер», если смотреть буквально, является калькой английского adviser – советник. Этот человек и является вашим советником по учебным вопросам в течение срока обучения. Его задача – помочь, объяснить, направлять студента в учебном процессе: помогать с траекторией обучения, разъяснять последовательность действий, предположим, при получении неудовлетворительной итоговой оценки по дисциплине.

автор - Акбота


Возврат к списку

(Голосов: 3, Рейтинг: 3.4)

Текст сообщения*