Как оплатить обучение
Часто задаваемые вопросы местными исполнительными органами и школами касательно механизма подушевого финансирования среднего образования и его реализации на «местах»
1. Какие школы участвуют в подушевом нормативном финансировании?

С 1 сентября 2013 года начата апробация подушевого нормативного финансирования в 50 пилотных школах в 4 областях республики (Алматинская, Актюбинская, Восточно-Казахстанская и Южно-Казахстанская области).

С 1 января 2014 года в апробацию подушевого нормативного финансирования включаются еще 13 школ Акмолинской области.

Перечень школ и областей на 2013-2014 учебный год, в которых проводится апробация подушевого финансирования, утвержден приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 4 ноября 2013 года № 447 «О проведении апробации подушевого нормативного финансирования среднего образования». Средства республиканского бюджета, предусмотренные для проведения апробации подушевого финансирования и выделенные в качестве целевых трансфертов, предусмотрены только для пилотных школ, указанных в данном приказе.

2. Что включают в себя расходы на образовательный процесс и образовательную среду и как они финансируются?

Подушевое нормативное финансирование включает финансирование расходов школ:

- на образовательный процесс и,

- на образовательную среду.

Расходы на образовательный процесс финансируются за счет целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета по бюджетной программе 003 «Общеобразовательное обучение» и подпрограмме 011 «За счет трансфертов из республиканского бюджета», и включают:

1) расходы на оплату труда работников, в том числе выплату пособий на оздоровление к ежегодному оплачиваемому трудовому отпуску, взносы работодателя (110-130 подклассы экономической классификацией расходов бюджета);

Оплата труда работников школы производится в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года № 1400 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий»;

2) учебные расходы из расчета 1 МРП на 1 учащегося: учебники, учебно-методические комплексы, учебные, наглядные материалы и пособия (149, 414, 419 специфики экономической классификацией расходов бюджета в зависимости от вида приобретаемых учебных материалов). Учебные расходы, включенные в расходы на образовательный процесс, касаются приобретения как основной, так и дополнительной развивающей учебной литературы.

Приобретаемые учебные материалы должны соответствовать приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 апреля 2013 года № 146 «Об утверждении Перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях, разрешенных к использованию в организациях образования в 2013 - 2014 учебном году».

3) стимулирующая составляющая в объеме финансирования образовательного процесса (фонд стимулирования) – средства республиканского бюджета, предусмотренные для выплаты премий и установления стимулирующих надбавок всем работникам организации среднего образования в целях дифференциации их заработной платы в зависимости от результатов деятельности, а также покрытия других нужд организации среднего образования, связанных с образовательным процессом (повышение квалификации внутри страны и за рубежом и связанные с ним командировочные расходы работников школы, расходы на участие учащихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, приобретение дополнительной учебной, художественной и справочной литературы, приглашение лекторов).

Расходы на образовательную среду финансируются за счет средств местных бюджетов и включают оплату коммунальных услуг и услуг связи, услуг по проведению текущего ремонта, содержанию и обслуживанию зданий и оборудования, содержанию пришкольных интернатов, услуг по подвозу и организации питания учащихся, затрат Фонда всеобщего обязательного среднего образования, прочих услуг (финансовые услуги, налоговые и другие обязательные платежи в бюджет и др.).

3. Какова схема финансирования пилотных школ с подушевым нормативным финансированием? Каким образом средства республиканского бюджета на подушевое нормативное финансирование поступают в местные бюджеты?

Подушевое нормативное финансирование образовательного процесса в пилотных школах реализуется за счет целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета путем заключения соглашений между Министерством образования и науки Республики Казахстан (далее – МОН) и местными исполнительными органами.

Выделение и использование сумм целевых текущих трансфертов производится в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан.

Финансирование образовательной среды пилотных школ осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов также в соответствии с бюджетным законодательством Республики Казахстан (т.е. финансируется по действующей схеме).

Целевые текущие трансферты на апробацию подушевого нормативного финансирования в 2013 году (оплата труда и учебные расходы) перечислены МОН областным бюджетам на основании постановления Правительства Республики Казахстан от 22 ноября 2013 года № 1255 «О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2012 года № 1520 «О реализации Закона Республики Казахстан «О республиканском бюджете на 2013 – 2015 годы».

Дальнейшее распределение целевых текущих трансфертов между бюджетами районов (городов областного значения) производит местный исполнительный орган области.

Целевые текущие трансферты, выделенные из республиканского бюджета в 2013 году, сформированы за счет:

- обратных трансфертов из местных бюджетов в размере фонда оплаты труда пилотных школ;

- дополнительных денежных средств, выделенных для выравнивания фонда оплаты труда пилотных школ по Методике подушевого нормативного финансирования среднего образования, и покрытия дополнительных учебных расходов из расчета 1 МРП на 1 учащегося (сверх бюджетных средств, выделяемых по бюджетной программе «Приобретение и доставка учебников, учебно-методических комплексов для государственных учреждений образования»).

Целевые текущие трансферты распределяются администраторами местных бюджетных программ между школами, исходя из численности учащихся в каждой школе в соответствии с приложением к соглашению по результатам целевых текущих трансфертов, заключенному между Министром образования и науки Республики Казахстан с Акимом пилотной области.

В соответствии с Бюджетным кодексом Республики Казахстан неиспользованные (недоиспользованные) в истекшем финансовом году суммы целевых трансфертов, выделенных из республиканского бюджета, подлежат возврату в вышестоящий бюджет, выделивший их, либо по решению Правительства Республики Казахстан могут использоваться (доиспользоваться) в текущем финансовом году.

4. Как происходит перераспределение бюджетных средств между местными бюджетами в случае перехода ученика из одной школы в другую?

В соответствии с Правилами подушевого финансирования среднего образования, в случае изменения численности учащихся в школах объемы целевых текущих трансфертов меняются при очередном уточнении соответствующего бюджета с учетом движения учащихся на момент уточнения бюджета.

В случае движения учащихся между областями в конце финансового года после уточнения республиканского бюджета:

- школа, из которой выбыл ученик, обязана вернуть недоиспользованные средства на его обучение в республиканский бюджет до 1 марта очередного финансового года;

- в школе, в которую прибыл ученик, объем финансирования корректируется в следующем финансовом году. В случае образования кредиторской задолженности по завершению финансового года, в котором прибыл ученик, расходы на ее покрытие по решению Республиканской бюджетной комиссии выделяются из республиканского бюджета.

5. Как производится оплата труда работников школ при подушевом нормативном финансировании?


Подушевое нормативное финансирование не является новой формой оплаты труда, а представляет собой механизм выделения школам бюджетных средств для реализации образовательного процесса (оплата труда, дополнительные учебные расходы, выплаты стимулирующего характера).

Расчет и оплата труда работников школы производится в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года № 1400 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий». То есть при начислении заработной платы учитываются все доплаты за условия труда, предусмотренные вышеуказанным постановлением и трудовым законодательством.

В случае образования экономии по выделенным целевым текущим трансфертам, также в соответствии с вышеуказанным постановлением и по согласованию с попечительским советом, могут быть выплачены премии и стимулирующие надбавки работникам школы по результатам их деятельности.

Школе нет необходимости вести расчет по формулам, представленным в Методике подушевого нормативного финансирования среднего образования. Школа осуществляет освоение выделенных из республиканского бюджета сумм целевых текущих трансфертов. Методикой подушевого нормативного финансирования среднего образования руководствуется МОН при расчете подушевого норматива (стоимости обучения 1 ученика) и размера финансирования образовательного процесса в школах.

Объем денежных средств, получаемый школой из республиканского бюджета на финансирование образовательного процесса, зависит от численности учащихся.

В случае сокращения численности учащихся и соответственно получения меньшего объема средств из бюджета руководитель школы по согласованию с попечительским советом должен принять решение по оптимизации работы школы и педагогов.

6. Как рассчитывается подушевой норматив и кто его рассчитывает? 

Подушевое норматив (стоимость обучения 1 ученика) рассчитывается МОН на основании Методики подушевого нормативного финансирования среднего образования.

Размер подушевого норматива на 2013 год составляет 125 305 и соответствует стоимости обучения 1 учащегося обычного класса в школе, находящейся в городской местности. Размер подушевого норматива различается:

- в зависимости от вида реализуемых образовательных программ: общеобразовательные, специализированные образовательные учебные программы, индивидуальное обучение на дому;

- в зависимости от уровня реализуемой образовательной программы: предшкольная подготовка в предшкольных классах общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, начальное, основное среднее, общее среднее образование;

- в зависимости от места реализации образовательной программы: город, сельская местность, зона экологического бедствия или радиационного риска.

При расчете подушевого норматива и общего объема финансирования образовательного процесса школ МОН учитывает:

- все существующие доплаты и надбавки за условия труда, предусмотренные системой оплаты труда, в том числе учитывает максимальные значения существующих коэффициентов доплат и надбавок за квалификационный уровень, проживание в зоне экологического бедствия и радиационного риска;

- нормативную (расчетную) наполняемость классов в городских (24 человека) и сельских (20 человек) школах;

- предельную наполняемость классов (25 человек), т.к. стоимость обучения учащихся, которые превышают предельную наполняемость класса, уменьшается.

Всего на 2013 год рассчитано 132 вида подушевого норматива.

Исходя из размера подушевого норматива и на основании данных местных исполнительных органов о численности учащихся в разрезе классов, МОН производит расчет общего объема средств республиканского бюджета на реализацию подушевого финансирования (финансирование образовательного процесса) в каждой школе путем умножения подушевого норматива на численность учащихся конкретной школы (в зависимости от уровня образования, вида образовательной программы).

В 2014 году будет разработан подушевой норматив для школ (классов, групп), в которых реализуются специальные образовательные учебные программы (учащиеся с ограниченными возможностями). В 2013-2014 учебном году стоимость обучения учащихся с ограниченными возможностями соответствует стоимости обучения здоровых детей.

Также к началу 2014-2015 учебного года будет проработан вопрос о порядке подушевого нормативного финансирования школ, имеющих в своем составе дошкольные мини-центры, комплексов «школа - детский сад». В 2013-2014 учебном году в апробации подушевого нормативного финансирования участвуют только работники общеобразовательной школы (без мини-центров) и работники интернатов при школах.

В Методике подушевого нормативного финансирования среднего образования присутствуют такие переменные величины, как МРП (месячный расчетный показатель), который меняется ежегодно, а также коэффициент h, который отражает долю педагогических работников, получающих доплату за квалификационный уровень (прошедших повышение квалификации по учебным программам АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» и получивших сертификат). В этой связи размеры подушевого норматива будут ежегодно меняться.

7. Как расходуется стимулирующая составляющая в объеме финансирования образовательного процесса (фонд стимулирования)? Как производить премирование и устанавливать стимулирующие надбавки работникам школы при подушевом нормативном финансировании?


Стимулирующая составляющая в объеме финансирования образовательного процесса (фонд стимулирования), которая будет выделена школам с 2014 года, включает в себя расходы на:

- установление стимулирующих надбавок и премирование работников школы по результатам их деятельности;

- покрытие других нужд школы, связанных с образовательным процессом (курсы повышения квалификации, приглашение лекторов).

Стимулирующая составляющая в объеме финансирования образовательного процесса (фонд стимулирования) расходуется по согласованию с попечительским советом, который определяет соотношение расходов на выплату премий и стимулирующих надбавок работникам, а также покрытие других нужд школы, связанных с образовательным процессом.

На 2013 год средства для формирования фонда стимулирования школ не выделены. В этой связи экономия, образовавшаяся по расходам на оплату труда и учебным расходам, в соответствии с системой оплаты труда и по согласованию с попечительским советом, может быть направлена на премирование и установление стимулирующих надбавок работникам школы по результатам их деятельности.

Размеры выплат стимулирующего характера и их периодичность устанавливаются попечительским советом школы по результатам оценки деятельности работников школы.

Учитывая, что экономия по целевым текущим трансфертам, которую школа по согласованию с попечительским советом решила направить на поощрительные выплаты, является экономией 2013 финансового года, результатами деятельности работников школы считаются результаты их деятельности с января 2013 года.

Кроме того, в соответствии с системой оплаты труда, за счет экономии бюджетных средств может быть оказана материальная помощь работникам школы. Согласно постановлению Правительства Республики Казахстан от 29 августа 2001 года № 1127 «Об утверждении Правил премирования, оказания материальной помощи и установления надбавок к должностным окладам работников органов Республики Казахстан за счет средств государственного бюджета» материальная помощь работнику может осуществляться в связи с его тяжелым материальным положением в случаях:

1) смерти членов его семьи, близких родственников (супругов, родителей, детей, усыновителей, усыновленных, полнородных и неполнородных братьев и сестер, дедушек, бабушек, внуков) или свойственников (братьев, сестер, родителей и детей супругов);

2) вступления в брак;

3) рождения ребенка, усыновления или удочерения детей;

4) лечения, требующего дополнительных финансовых затрат (стационарное или амбулаторное лечение более 10-ти календарных дней, кроме санаторного);

5) причинения имущественного вреда работнику вследствие совершения в отношении его противоправных действий (разбой, кража и др.), а также стихийных бедствий (пожар, наводнение, землетрясение и др.);

6) выхода работника на пенсию.

Проект Правил премирования и установления стимулирующих надбавок работникам организаций среднего образования с подушевым нормативным финансированием по результатам их деятельности, определяющий условия и порядок осуществления поощрительных выплат, индикаторы оценки деятельности работников школы, в настоящее время проходит процедуру согласования в МОН и после утверждения будет доведен до пилотных областей и школ.

8. Каким образом будет контролироваться расходование бюджетных средств из республиканского бюджета, выделенных на финансирование образовательного процесса в школах (реализацию подушевого финансирования)?

Расходы на образовательный процесс школ в рамках подушевого нормативного финансирования (выплата заработной платы, взносы работодателя, дополнительные учебные расходы, выплаты стимулирующего характера) финансируются за счет средств республиканского бюджета и соответственно контролируются уполномоченным органом в области образования – МОН.

Целевые текущие трансферты областным бюджетам на реализацию подушевого нормативного финансирования в школах выделяются из республиканского бюджета на основании заключенных соглашений о результатах по целевым трансфертам.

В соответствии с данными соглашениями местные исполнительные органы (акиматы) да раза в год отчитываются в МОН о результатах, достигнутых за счет использования выделенных целевых трансфертов.

В целях мониторинга и контроля передвижения учащихся между школами и соответственно расходов на реализацию образовательного процесса в школах будет использована формируемая в настоящее время Национальная образовательная база данных, содержащая данные о каждом ученике республики.

В рамках подушевого нормативного финансирования в пилотных школах также проводится апробация функционирования попечительских советов. Теперь решения по вопросам деятельности школы будет принимать не руководитель школы, а коллегиальный орган управления школой – попечительский совет.

9. Как создаются попечительские советы в школах, и каковы их функции?


В соответствии с Типовыми правилами деятельности попечительского совета и порядком его избрания, утвержденными приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 27 декабря 2012 года № 573 «О проведении апробации функционирования попечительских советов в некоторых организациях образования», попечительский совет создается по решению уполномоченного органа в области образования (МОН), либо местного исполнительного органа (учредителя).

Решения о создании попечительских советов пилотных школ должны быть приняты акимами районов/городов областного значения.

Также в соответствии с вышеуказанными Типовыми правилами именно попечительский совет принимает решение в части установления работникам и руководителю организации образования с подушевым финансированием премий и стимулирующих надбавок к должностным окладам.

Основными функциями попечительского совета являются: 1) внесение рекомендаций по приоритетным направлениям развития школы, вопросам учебно-воспитательной, научно-исследовательской и хозяйственной деятельности школы; 2) участие в конкурсном отборе руководителя школы, формировании бюджета школы, установлении работникам школы выплат стимулирующего характера; 3) обеспечение привлечение спонсорской помощи и ее распределение.

В состав попечительского совета школы входят представители акимата, руководитель школы, представители бизнеса (спонсоры), организаций работодателей, выпускников школы, родительской общественности, НПО и иных организаций.

Внедрение корпоративной формы управления школами через попечительские советы обеспечит коллегиальность в принятии решений, организацию деятельности, ориентированной на результат, прозрачность и гласность деятельности школы, эффективность расходования бюджетных средств.

10. Можно ли приобретать за счет средств, предназначенных для оплаты учебных расходов (из расчета 1 МРП на 1 учащегося), учебный инвентарь (например, коньки, лыжи)?


В соответствии с Методикой подушевого нормативного финансирования среднего образования учебные расходы из расчета 1 МРП на 1 учащегося включают учебники, учебно-методические комплексы, учебные, наглядные материалы и пособия (149, 414, 419 специфики экономической классификацией расходов бюджета в зависимости от вида приобретаемых учебных материалов). 

Учебные расходы, включенные в расходы на образовательный процесс, касаются приобретения как основной, так и дополнительной развивающей учебной литературы.

Приобретаемые учебные материалы должны соответствовать приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 22 апреля 2013 года № 146 «Об утверждении Перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях, разрешенных к использованию в организациях образования в 2013 - 2014 учебном году».

В 2014 году МОН будет проработан вопрос о включении в расходы на образовательный процесс:

- расходов на приобретение и доставку всех учебников, учебно-методических комплексов для государственных учреждений образования, осуществляемых в настоящее время за счет средств местных бюджетов, в том числе с учетом перехода школ на 12-летнюю модель обучения;

- расходов на приобретение и доставку учебного оборудования и инвентаря (для проведения уроков биологии, физики, физкультуры и других уроков).