Внедрение подушевого нормативного финансирования изменит существующий подход к деятельности общеобразовательных школ
29.08.2018 С 1 сентября этого года подушевое финансирование внедряется в 74 государственных и 11 частных школах г. Астана. С сентября 2019 года к этой системе финансирования также перейдут 192 государственных школ г. Алматы, 127 школ г. Шымкент и все частные школы республики. С сентября 2020 года полномасштабное внедрение подушевого финансирования начнется во всех городских школах республики (1535).

Внедрение подушевого финансирования предполагает выделение определенного количества бюджетных средств, исходя из количества учащихся в каждой школе. Чем больше контингент учащихся, тем больше объем выделяемых средств. На передний план выйдут дети, их интересы и права в получении качественного, гарантированного государством образования. Реализация подушевого финансирования является большим вкладом в совершенствование казахстанской системы образования и повышение доступности и качества образовательных услуг.

В МОН РК уверены, что справедливое финансирование улучшит эффективность использования бюджетных средств, оздоровит материальное состояние общеобразовательных школ и повысит престиж профессии педагога, за счет дополнительных мер стимулирования результатов работы.

Впервые в Казахстане апробация подушевого финансирования, в которой приняли участие 73 школы, внедрена с 1 сентября 2013 года. Промежуточные результаты, полученные за период апробации, позволяют сделать вывод о прямой взаимосвязи изменения принципа финансирования и положительной динамики качества образования.

В своем Послании народу Казахстана от 10 января 2018 года «Новые возможности развития в условиях четвертой промышленной революции» Главой государства сказано: «Для повышения конкуренции между образовательными учреждениями и привлечения частного капитала будет внедрено подушевое финансирование в городских школах».

Сегодня в Казахстане государственные общеобразовательные школы содержатся за счет бюджетных средств, не обладают финансовой самостоятельностью и гибкостью в принятии управленческих решений, ориентируясь больше на процесс обучения, а не на его результат. Педагог может не увидеть материального поощрения своих успехов, учитывая привязку к экономии бюджетных средств школы. В целом в сфере среднего образования отсутствует конкуренция между школами, обусловленная неизменным стабильным государственным финансированием расходов общеобразовательных школ. 

За годы независимости Казахстана система среднего образования претерпела значительные изменения. При этом, к сожалению, не получила должного развития сеть частных школ. Как показывает мировой опыт, в развитых странах с высоким уровнем качества образования доля частных школ занимает от 12 до 29 % от общего количества школ, в то время как в Казахстане частные школы занимают всего 1,5%. Все вышеперечисленные проблемы возможно решить через подушевое нормативное финансирование. 

Средний размер подушевого норматива различается:

* для государственных школ – 224 704 тенге (действующий норматив с учетом расходов на амортизацию зданий в объеме 6 МРП),

* для школ в организационно-правовой форме ГП на ПХВ и действующих частных школ – 235 527 тенге (норматив для госшкол + коммунальные услуги и интернет);

* для вновь вводимых частных школ – 466 407 тенге (норматив для действующих частных школ + расходы на амортизацию зданий в общей сумме 230 880 тенге).

Кроме того, усовершенствована базовая модель подушевого нормативного финансирования, в частности:

* для развития инклюзивного образования определен размер норматива для детей с особыми образовательными потребностями;

* нормированы доплаты за проживание в зонах экологического бедствия и радиационного риска;

* добавлена стимулирующая составляющая для педагогического персонала;

* основной «фишкой» изменений в базовой модели норматива является нормирование расходов капитального характера.

Важным элементом для развития частного сектора в среднем образовании является включение в подушевой норматив для новых частных школ расходов на амортизацию зданий за каждое вновь введенное ученическое место, таким образом государство компенсирует расходы на строительство новых частных школ.

В рамках либерализации сферы среднего образования внесены дополнения в Закон Республики Казахстан «Об образовании», в соответствии с которыми появилась возможность размещения государственного образовательного заказа в частных школах.

Уже на сегодняшний день местные исполнительные органы имеют возможность размещать государственный образовательный заказ в частных школах за счет средств местного бюджета. Проведена оптимизация действующих строительных норм и правил, а также послабление квалификационных требований при лицензировании объекта образования.

Данный шаг даст импульс развитию сети частных школ, что, в свою очередь, частично разгрузит государственные школы и приведет к снижению дефицита ученических мест. 


Возврат к списку

(Нет голосов)

Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :cry: зл :o :oops: :{} :?: Восклицание :idea: winner1 winner2 Хорошооо winner3 wallbash hammer wub wavetowel read1 welcom sos friend sorry Хейййй любовьь радость пиво кофеее языкккк sleepppp статьяяяя плиз танцыыы тт