Доклад Министра образования и науки РК Сагадиева Е.К на Правительственном часе в Мажилисе Парламента РК
20.03.2018

Уважаемые депутаты, коллеги!

Министерство образования и науки по развитию цифровизации образования и науки ведет работу по трем направлениям.

Первое – это развитие информатизации в системе среднего образования, второе – автоматизация процесса управления образованием и наукой и третье это подготовка ИТ специалистов.

По первому направлению. Информатизация среднего образования

В странах ОЭСР основам программирования обучают с 1 класса.

У нас предмет «Информатика» в школе изучается с 5 класса. А в этом году с 3 класса.

Параллельно будут актуализированы программы 5-11 классов, в части пересмотра языков программирования. Языки программирования меняются, поэтому нам нужно чтобы наши дети учились по самым современным программам.

Параллельно активно работаем с экспертами по возможности внедрения обучения с 1 класса.

Сейчас готовится проект, далее начнется широкое обсуждение.

Сейчас уже в более 3000 школах и дворцах школьников введен элективный курс по робототехнике. Но нам необходимо довести охват до 100%. Задача на сегодня это оснащать кабинеты робототехники комплектами. В прошлом году за счет МИО и вузов куплено 800 новых полных кабинетов, работу будем продолжать.

5400 педагогов прошли курсы повышения квалификации, в том числе 730 по робототехнике.

В 2018 году планируется обучить еще 2,5 тыс. учителей. Также более 100 тыс. учителей-предметников прошли курсы по применению информационно-коммуникационных технологий.

Теперь все учителя, направленные на все курсы повышения квалификации, пройдут курсы по ІТ применению.

Также осуществляется инфраструктурное развитие школ. Сейчас 99% школ (6 960) подключены к интернету, из них к скоростному интернету (скорость не менее 4 Мбит/c) подключено уже 62% школ. На сегодняшний день 2,5 тыс. или 35% школ подключено к Wi-Fi.

В школах внедряется интерактивный, инновационный контент на трех языках bilimland.kz. Мы подключили 40 тыс. видео-лекций и интерактивных уроков к каждой школе РК. Там, где нет интернета, мы разместили их на серверах самой школы. Теперь нужно распространять wi-fi или прокладывать кабели до каждого класса, покупать видео оборудование.

В 2016-2017 годах приобретено более 14 тыс. ед.  комплектов мультимедийного оборудования. В этом году из РБ выделено еще 6 млрд. тенге трансферта, это уже третий год подряд, акиматы должны приобрести более 10 тыс. ед. У нас заем Всемирного Банка, тоже, в основном, около 70%, пойдет на видеооборудование. Задача – довести оснащение классов, что в ауле, что в городе до 80%. Учителя оно не заменит, но это огромная помощь и учителю, и ученику. Там собраны лучшие видео со всего мира по физике, химии, биологии и т.д.

Также, согласно послании Главы государства народу Казахстана начата работа по созданию во всех регионах на базе дворцов школьников сети детских технопарков и бизнес-инкубаторов со всей необходимой инфраструктурой, включая компьютеры, лаборатории, 3D-принтеры.

В более 4 тыс. школах внедрен электронный дневник «Күнделік». Также существуют электронные журналы компании «Bilimal», «Mektep» в 600 школах.

Это около 3,5 млн. пользователей.

Как я говорил ранее стоит задача в самом отдаленном селе обеспечить доступ к электронному дневнику, лучшим видеоурокам по всем предметам. Сейчас в данном направлении ведется работа. Это тоже был достаточно трудоемкий процесс, но главное – он стартовал.

Мы приравнили электронный журнал к бумажной отчетности. Классный журнал при подключении организации образования к электронной системе и широкополосному интернету заполняется только в электронном формате. Заполнение его в бумажном варианте не допускается.

Второе направление. Автоматизация процесса управления образованием и наукой.

Автоматизация госуслуг должно охватить все уровни образования, начиная с направлений в детские сады и заканчивая дипломами PhD. Все должно быть автоматизировано.

В дошкольном образовании мы внедрили систему автоматического распределения в детсады. Утвержден новый стандарт автоматизации процесса формирования и функционирования очереди выдачи направлений в детсады.  Автоматизация процесса исключает прямые контакты и коррупционные риски, обеспечивает прозрачность процедуры и повышает качество.

На сегодня постановка на очередь и выдача направлений в детсады полностью автоматизирована в городах Астана, Алматы, Шымкент и Западно-Казахстанской области. В остальных областях на стадии завершения. Системная работа по автоматизации и внедрению единой электронной очереди в детские сады продолжается. И мы планируем завершить работу до конца этого года.

В среднем образовании. Учитель заполнял очень много отчетов - для министерства, акиматов, пожарных, СЭС, полицейских, минздрава, минтруда и т.д. Бесконечное дублирование информации.

Министерство поставило цель оставить три системы: Национальная образовательная база данных (НОБД), электронный журнал (Күнделік) и «облачную» бухгалтерию. Больше школа ничего не должна заполнять.

НОБД заполняется 2 раза в год, Күнделік – это журнал текущей успеваемости, «облачная» бухгалтерия – только для бухгалтеров.

Что нужно:

а) ввести абсолютно необходимую для всех служб информацию в НОБД, что в прошлом году, в принципе, уже сделано.

б) запретить запрашивать информацию у школ вне этих систем, а для этого надо менять законы, что тоже делается;

в) опять же – повсеместный Интернет. Все это задачи этого года.

Не отвлекать учителей на несвойственные им функции, улучшать для детей условия в школах.

Параллельный процесс – это запретить заставлять учителей выполнять несвойственные функции.

Сегодня они собирают медицинские анализы, распространяют карточки «Оңай», осуществляют подворовые обходы, собирают статистику и т.д. Хотя закон это запрещает.

Для начала вопрос нужно поднять на межведомственный уровень, что уже сделано, начат поиск системного решения.

Мы проделали большую работу. В этой работе участвовали директора школ, родительские комитеты нескольких регионов. Им большое спасибо!

На сегодня нами определен перечень документов, рекомендуемых для ведения отдельными категориями педагогических работников организаций среднего образования (Приказ МОН РК от 26 января 2018 года № 32).

Также, предусмотрено обеспечение исполнения пункта 4 статьи 51 Закона РК «Об образовании», в части недопущения привлечения педагогических работников к несвойственным видам работ, не связанных с выполнением ими своих профессиональных обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных законами РК. 

Раньше учителя в пределах закрепленной территории проводили подворный (поквартирного) обход для учета детей дошкольного и школьного возраста.

Теперь учет детей осуществляется посредством выгрузки данных из информационной системы управления образования и информационных систем государственных органов.

В техническом и профессиональном образовании, цифровизация находится на стадии тестирования информационной системы управления, и разработки электронной библиотеки. Мы ожидаем уже к концу 2018 года цифровизировать: конкурсное зачисление и предоставление места в общежитии, зачетную книжку, электронный паспорт студента, расписание уроков и домашние задания.

В высшем образовании уже цифровизированы услуги зачетной книжки, расписание уроков и домашние задания. К концу 2018 года планируется цифровизация услуг: приема в ВУЗы, предоставления места в общежитии, электронный паспорт.

В науке цифровизированы подачи заявок на все научные гранты, прием отчетов, учет статьей, база электронных адресов.

Предпринимаемые меры по автоматизации процесса управления образованием и наукой позволят решить ряд проблемных вопросов системы образования и науки.  В их числе, разрыв в качестве образования между сельскими и городскими школами, тяжелый рюкзак, большое количество бумажной отчетности, отсутствие компьютеров и интернета, недостаточный контроль образовательного процесса ребенка и его успеваемости.

Третье направление. Подготовка ИТ специалистов.

Сегодня в 84 вузах страны обучаются 33 тыс. человек и 24 тысячи в 300 колледжах.

Ежегодно из вузов выпускаются более 10 тысяч студентов, из колледжей 8 тысяч.

Мы ежегодно увеличиваем гранты в высшем образовании на ІT-специальности. В этом году по поручению Главы государства дополнительно выделено 20 тыс. грантов, из них на технические специальности - 11 тыс. грантов.

Справочно. «Информатика», «Информационные системы», «Автоматизация и управление», «Вычислительная техника и программное обеспечение», «Математическое и компьютерное моделирование», «Радиотехника, электроника и телекоммуникации»

В рамках нового закона об академической свободы, с созданием реестра и ранжира ІТ образовательных программ вместе с ІТ ассоциациями планируется резкое обновление ІТ образовательных программ в вузах страны.

Регулирование будет происходить через рейтинг образовательных программ, подготовленный НПП «Атамекен». Первый рейтинг, ограниченный 30-ю вузами по IT, мы подготовили.

Он состоит из 4-х критериев. Первый – это заработная плата выпускника по ГЦВП.

Второй – НПП опросило 200 крупных компаний, у которых есть IT специальности и 200 ІТ компаний отдельно, из каких университетов вы берете студентов.

Третий – НПП «Атамекен» проводит опрос самих студентов на предмет пригодности полученных в вузах знаний.

Четвертый – заслушивание ІТ ассоциациями деканов или заведующих кафедр, где они презентуют свои образовательные программы.

Мы презентовали рейтинг ІТ ректорам, что вызвало, во-первых, понимание со стороны ректоров, и, во-вторых, невероятный дух соперничества. Он будет доработан и совершенствован.

Теперь мы убеждены, что это абсолютно правильный путь, который приведет к быстрому обновлению и качественному подъему образовательных программ всех вузов.

Главой государства поставлена задача подготовки высококвалифицированных кадров в сфере кибербезопасности в рамках Международной стипендии Президента «Болашак».

На сегодня по стипендии «Болашак» по направлению «Информационные технологии и системы» завершили обучение около 1000 студентов, или 10%.

Они все обучались в лучших университетах Великобритании, США, Малайзии, Канады, Сингапура  и т.д. Многие из них работают в вузах, но основная масса в ІТ-секторе.

Мы также начали обучать студентов по направлению «Кибербезопасность». Это новое направление. Мы ежегодно будем увеличивать гранты.

С прошлого года студенты всех специальностей в объеме 3-х кредитов изучают дисциплину «Информационно-коммуникационные технологии» на английском языке во всех вузах страны.

Это нам даст повышение ІТ компетенций всех отраслей. Возможно количество кредитов надо будет увеличивать.

Вся эта начатая работа будет продолжена

Уважаемые депутаты!

Мир движется очень быстро. Мы сами это видим.

Нашим детям жить в современном конкурентном мире, который просто летит вперед. 

Мы постоянно анализируем опыт других стран - как позитивный, так и негативный.

В работу вовлечено очень много умных людей, глубоких, инициативных и преданных делу. Всем им еще раз спасибо.

Вся работа по цифровизации образования и науки будут выверены, согласованы, понятны педагогам, родителям, детям, ими поддержаны. И только потом внедрены.

Значит, что мы получим и результаты, которые мы должны достичь?

Первое, это тотальная доступность и мобильность. Что это значит? Это значит – мы должны создать условия, когда любой человек (ребенок, учитель, директор школы, родитель) войдя в свой мобильный телефон может двигаться внутри цифрового мира, получает необходимую информацию и делает то, что ему необходимо. Он может видеть свои оценки, д/з, лучшие цифровые образовательные ресурсы всего мира, он может поступать в школу, переводиться в другую школу, он может поступать в ВУЗ, он должен видеть расписание, портфолио, д/з, архив дипломов – все это в своем мобильном телефоне, в единой базе данных. Вот это то, что получится.

Второе, что нам должна дать цифровизация – это прозрачность и справедливость. Необходимо, чтобы вся информация всегда должна быть в свободном доступе (в конкурсе ректоров вузов, распределении грантов, очередность в детские сады, школы). Все должно находиться в свободном доступе. Все люди должны это видеть и одновременно любое изменение, в очередности и т.д. оно должно отслеживаться и ни у кого не должно быть возможности менять без того, что население это не видело.

Третье, что мы должны получить – это улучшение качества знаний и усвоение качества знаний, т.е. у нас должны быть лучшие учебники всего мира, переведенные на казахский язык, русский язык; лучшие цифровые лекции. Лучшие учебники всегда под рукой. Мы должны уметь использовать лучшие методики преподавания для усвоения этих материалов. Министерство должно видеть, иметь четкий контроль за тем как ребенок усваивает эту информацию и самое главное, мы тогда сможем сделать каждому ребенку индивидуальную траекторию обучения, как вы знаете, это очень большая проблема для системы образования по всему миру.

Четвертое – это тотальный контроль, мы называем это интеграция всех баз данных и соединение всех баз данных в едином хранилище, создание системы «Big Date», анализ и тогда Министерство будет видеть все и вся, и управлять процессом из центра, так называемого ситуационного центра.

Министерство разложило все эти 4 направления и проблемы непосредственно которые решения работы над этими 4-мя направлениями решит, конечно не все. Мы выбрали не все, мы выбрали первоочередное, но в целом у нас хорошее понимание того, какие проблемы решатся в первую очередь работа над этими 4-мя направлениями.

Что мешает нам начать двигаться и какие вопросы в первую очередь надо решить?

Первое, это оснащение компьютерами, ноутбуками, смартфонами и учителей, и детей, и население в целом, чтобы у нас все дети могли быть онлайн.

Второе, доступ к сети интернет. Как вы видите у нас 62% школ к интернет подключены, с необходимой нам скоростью, 37% школ – неподключены. В Правительстве имеется комплексный план подключения всех школ, согласно программе «Цифрового Казахстана». Охват информационными ресурсами, т.е. все ли программы во всех школах присутствуют как НОБД, как электронный журнал, как цифровые образовательные ресурсы. Как вы видите, сейчас нам еще кое-какая работа предстоит.

Третье, любая программа должна иметь мобильную версию для того что, чтобы родители и дети не выходя из комнаты в любое мобильное приложение могли входить, будь то архив дневников, архив дипломов, постановка в очередь и т.д. Вот это тоже большая работа. Надо будет ее делать. Еще она только на старте.

Четвертое, нам нужна интеграция баз данных, чтобы мы могли в одном месте всю информацию собрать, брать ее и интегрировать, и анализировать.

Теперь мы разложили каждое направление, у нас есть четкий план оснащения компьютеров по областям.

Уважаемые депутаты! Мы думаем, что будут кое-какие вопросы вынесены на ваш уровень, в том числе, и то что нам нужно новые термины в законодательной инициативе, такие как электронное образование, электронный паспорт, система Blockchain, дистанционное обучение, а также это должно быть где-то законодательно закреплено и вполне возможно что придется вносить изменения в Закон «Об образовании» и ряд других законов. А также мы должны будем провести новый цикл нового регулирования по условию хранения электронных данных, также разделение компетенций управлений организаций образования, внедрение электронного документооборота, ответственность учителя за сохранение данных, достоверность информации и т.д. Поэтому эта работа сейчас будет делаться, мы будем надеяться на совместное с вами сотрудничество!

Благодарю за внимание! 

http://edu.gov.kz/ru/news/detail.php?ELEMENT_ID=2665 


Возврат к списку

(Нет голосов)

Текст сообщения*
:) ;) :D 8) :( :cry: зл :o :oops: :{} :?: Восклицание :idea: winner1 winner2 Хорошооо winner3 wallbash hammer wub wavetowel read1 welcom sos friend sorry Хейййй любовьь радость пиво кофеее языкккк sleepppp статьяяяя плиз танцыыы тт