РЕЙТИНГ КРУПНЕЙШИХ КАЗАХСТАНСКИХ ВУЗОВ ПО КРИТЕРИЮ «СПРАВЕДЛИВАЯ ЦЕНА»

Перед абитуриентами, не сумевшими получить государственный или иной грант для обучения,сейчас стоит непростой выбор. Приходит время определяться: «в какое высшее учебное заведение идти учиться за деньги?», а точнее: «в каком вузе лучше всего инвестировать деньги в свое высшее образование?».

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось в несколько этапов:

На первом этапе производился сбор официальной информации о стоимости обучения в крупных казахстанских высших учебных заведениях, принимавших участие в исследовании качества крупнейших казахстанских вузов (см. исследование «Рейтинг качества  крупнейших вузов Казахстана» ОФ «ИА «Рейтинг.kz»  Алматы, июнь 2012). Сбор информации производился путем направления официального запроса от имени ОФ «ИА «Рейтинг.kz» в администрацию вузов, с просьбой предоставить официальный прейскурант цен на обучение для поступающих в 2012 году. Далее, рассчитывалась средняя стоимость по всем специальностям за весь период обучения в вузе. На основе полученных данных производилось ранжирование вузов по средней стоимости обучения.  Вузам, по тем или иным причинам, не предоставившие официальные данные о стоимости обучения в ранжировании было присвоено последнее-20 место.

На втором этапе проводился расчет коэффициента соответствия критерию «Справедливая цена» и ранжирования вузов на основании этого критерия: полученного оценочного балла соотношения качества и цены (чем ниже балл, тем выше итоговый результат).

Для расчета коэффициента соответствия критерию «справедливая цена» нами была использована следующая формула:

 

N- Место в ранжировании вузов по средней цене за обучение.

M- Место в ранжировании вузов по качеству (см. исследование «Рейтинг качества крупнейших вузов Казахстана» ОФ «ИА «Рейтинг.kz»  Алматы, Июнь 2012)

В процессе сбора информации о стоимости обучения в крупнейших вузах Казахстана, исследовательская группа обнаружила, что на большинстве официальных сайтах казахстанских вузов отсутствует информация о текущей стоимости обучения. Принимая во внимание этот факт, аналитической группой было принято решение дополнить исследование по определению справедливой цены анализом прозрачности и информативности сайтов крупнейших казахстанских вузов.

Для оценки прозрачности и информативности сайтов было отобрано 13 критериев:

  1. Информация об условиях поступления  для абитуриентов (график работы и телефонные номера приемной комиссии, перечень документов) на казахском, русском и английскомязыках
  2. Информация о стоимости обучения на 2012-2013 учебный год
  3. Образец  договора об оплате
  4. Информация о возможности и условиях предоставления общежития
  5. Льготы для поступающих (сельская квота, для детей из многодетных семей, из малообеспеченных семей,  из детских домов)
  6. Информация о грантах выделяемых ВУЗом
  7. Информация о военной кафедре и условиях зачисления, на трех языках
  8. Условия поступления на 2-ое высшее образование на трех языках и информация об оплате
  9. Информация о профессорско-преподавательском составе
  10. Блог ректора
  11. Информация о студенческой жизни на трех языках
  12. Форумы и гостевые книги
  13. Представленность университетов в социальных сетях  (официальные страницы)
Каждый из критериев оценивался в соответствии со следующей шкалой:
  1. 5 баллов — наличие информации на 3 языках: каз., рус.. англ.
  2. 4 балла — информация указана на 2 языках — каз., рус.  
  3. 3 балла — информация не полная (например, есть информация об общежитиях, есть сумма оплаты, но не указаны условия предоставления общежития)
  4. 2 балла — информация на одном языке и не полная
  5. 0 баллов – информация отсутствует       

Далее баллы по каждому критерию суммировались, и выводилось итоговое количество набранных сайтом баллов. Для наглядности высчитывалось процентное соотношение полученного результата к максимально возможному количеству баллов.

РАНЖИРОВАНИЕ КРУПНЕЙШИХ КАЗАХСТАНСКИХ ВУЗОВ ПО КРИТЕРИЮ СПРАВЕДЛИВАЯ ЦЕНА

Наименование вуза

Место по качеству

Место по цене

Оценочный балл соотношения качества и цены

Места  по рангу

1

Восточно-Казахстанский государственный технический университет имени ДаулетаСерикбаева (ВКГТУ)

9

1

5,08

1

2

Казахский национальный университет имени аль-Фараби

5

8

6,46

2

3

Карагандинский государственный университет имени Букетова (КарГУ)

12

2

7,10

3

4

Казахский национальный технический университет имени К. И. Сатпаева

3

12

7,39

4

5

Университет КИМЭП

1

16

8,32

5

6

Международная академия бизнеса (МАБ)

4

13

8,39

6

7

Казахский университет международных отношений и мировых языков имени Абылай хана (КазУМОиМЯ)

11

9

10,01

7

8

Казахстанско-Британский технический университет

2

19

10,30

8

9

Казахский экономический университет имени Т. Рыскулова

15

6

10,58

9

10

КарГТУ (бывш.КарПИ)

17

5

11,12

10

11

Университет имени Сулеймана Демиреля (СДУ)

6

17

11,36

11

12

Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва

8

15

11,41

12

13

КазГЮА (бывш.КазГЮУ, КазГЮИ) (Астана)

16

7

11,58

13

14

Университет международного бизнеса (UIB)

7

18

12,36

14

15

Запано-Казахстанский аграрно-технический университет (ЗКАТУ) имени Жангир хана

23

3

13,20

15

16

ВКГУ имени С.Аманжолова

23

4

13,69

16

17

Атырауский институт нефти и газа (АИНГ)

10

20

14,87

17

18

ПГУ имени С.Торайгырова

13

20

16,40

18

19

АУЭС (бывш.АИЭС, АЭИ)

22

11

16,60

19

20

Каспийский государственный университет технологии и инижиниринга (КГУТИ) имени Ш.Есенова

23

10

16,62

20

21

Университет «Туран»

14

20

16,91

21

22

Казахский национальный педагогический университет имени Абая

20

14

17,04

22

23

Казахский национальный аграрный университет

18

20

18,95

23

24

ЦАУ

19

20

19,46

24

25

КазАТКимениТынышпаева (бывш.АлИИТ, ААДИ)

21

20

20,48

25

26

ЮКГУ имени М.Ауезова

23

20

21,50

26

В отличие от рейтинга качества крупнейших вузов, в рейтинге по соотношению качество-цена, отдельные региональные вузы занимают лидерское положение по результатам ранжирования.

Так, лучший результат по соотношению качество-цена показал Восточно-Казахстанский государственный технический университет имени Даулета Серикбаева (ВКГТУ). По результатам исследования качества крупнейших казахстанских вузов данное учебное заведение было признано лучшим региональным вузом (9 место в рейтинге). По результатам сбора информации о стоимости обучения данный вуз оказался единоличным лидером.

При этом следует отметить, что круг потенциальных клиентов данного учебного заведения, как и других региональных вузов в основном, ограничивается выпускниками соответствующей области. Большинство абитуриентов рассматривает для обучения только вузы родной области, а также городов Алматы и Астаны.

Низкая средняя стоимость обучения в ВКГТУ также отчасти объясняется дефицитом абитуриентов. Приграничные вузы России являются для выпускников восточного Казахстана крайне привлекательными в сравнении не только с ВКГТУ, но и с признанными лидерами отечественного высшего образования. Кроме того, в течение учебного года, вузы России постоянно ведут разъяснительную работу среди выпускников ВКО, завлекая их льготными условиями для поступления и качественным образованием. Данная практика усугубляет проблему миграции и способствует нарастанию дефицита квалифицированных кадров в промышленном регионе.

Примечательно, что в тройку лидеров рейтинга вошел ещё один региональный вуз — Карагандинский государственный университет имени Букетова. Стоимость обучения в данном вузе выше только чем в ВКГТУ. При этом карагандинский вуз уступает вузу-лидеру по критерию качества три позиции.

Лучшие результаты среди алматинских вузов показали:

  • Казахский национальный университет имени аль-Фараби(2 место);
  • Казахский национальный технический университет имени К. И. Сатпаева (4 место).

Данные вузы находятся в числе лидеров по качеству и на среднем уровне по стоимости обучения.

Лучшие результаты среди частных вузов за счет высоких результатов по качеству образования показали Университет КИМЭП и Международная Академия Бизнеса (5 и 6 места соответственно), притом, что стоимость обучения в этих вузах одна из самых высоких.

Группу аутсайдеров в данном исследовании оставили такие вузы как, Каспийский государственный университет технологии и инижиниринга (КГУТИ) имени Ш.Есенова, Университет «Туран», Казахский национальный педагогический университет имени Абая, Казахский национальный аграрный университет, ЦАУ, КазАТК им.Тынышпаева (бывш.АлИИТ, ААДИ), ЮКГУ им. М.Ауезова (20-26 места соответственно). Необходимо отметить, что низкие места большинства вузов с группы-аутсайдеров обусловлены их нежеланием предоставлять информацию о стоимости обучения. Мотивировка и характер отказа в предоставлении информации от вуза к вузу существенно разнятся. Например:

  • сотрудники университета «Туран» принципиально отказались предоставлять информацию для исследования;
  • сотрудники КазАТК и ЮКГУ в грубой форме отказали ОФ «ИА «Рейтинг.kz» в предоставлении информации;
  • администрация ЦАУ в лице ее ректора сделала это в корректной форме в ходе личной встрече сотрудников ОФ «ИА «Рейтинг.kz».

ПРОЗРАЧНОСТЬ САЙТОВ

Как упоминалось ранее, в качестве одного из источников информации о стоимости обучения в вузах были использованы официальные сайты вузов в интернете.

В процессе исследования выяснилось, что стоимость обучения доступна на сайтах лишь одиннадцати вузов из исследуемых двадцати шести. То есть большинство сайтов вузов не предоставляет даже первичной информации для абитуриентов и студентов. В представленной ниже таблице демонстрируется доля имеющейся информации на сайтах вузов от максимально возможного показателя.

Из представленной информации следует, что только Казахстанско-Британский технический университет, Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. ДаулетаСерикбаева (ВКГТУ), Евразийский национальный университет имени Л. Н. Гумилёва показали удовлетворительный результат (54%, 52% и 52% соответственно), остальные же участники исследования получили оценку «неудовлетворительно».

Сайты вузов-аутсайдеров рейтинга сделаны по принципу сайтов-визиток и практически не имеют полезной информации для абитуриентов.

Низкие оценки сайтов многих вузов в рейтинге обусловлены пренебрежительным отношением руководства вузов к государственному языку (Туран, UIB)  В лучшем случае вузы дублируют информацию, публикуемую на русском языке частично. На сайтах отдельных частных вузов в принципе отсутствует возможность выбора языка. В частности это относится к сайту МАБ(*) и АУЭС.

Выявленные установки руководства ряда вузов по отношению к государственному языку прямо противоречат поручениям Президента направленным на повышение его роли и расширения сферы применения. Вместо того чтобы закладывать в студентах уважительное отношение к государственному языку, руководство вузов демонстрирует к нему свое пренебрежительное отношение. В наше время, когда интернет-сайты являются основным источником информации для молодежи, данные факты можно расценивать как дискриминацию абитуриентов по языковому признаку.

 

АНАЛИЗ ПРОЗРАЧНОСТИ И ИНФОРМАТИВНОСТИ САЙТОВ

КРУПНЕЙШИХ КАЗАХСТАНСКИХ ВУЗОВ

ВЫВОДЫ И ПРОГНОЗЫ

Результаты исследования демонстрируют, что в Казахстане сложился достаточно разнообразный рынок услуг в сфере высшего образования. Цены на обучение в разных вузах существенно разнятся.

Качество обучения в вузах, как правило, прямо пропорционально стоимости обучения в них. То есть чем больше абитуриент или его родители вкладывают средств в высшее образование, тем выше вероятность успешного трудоустройства и построения карьеры в будущем.

Абитуриентам и родителям, ограниченным в средствах сделать выбор вуза существенно сложнее. Получить лучшее образование за приемлемую цену в Казахстане невозможно, поэтому неизбежны компромиссы. Результаты исследования демонстрируют, что в таком случае стоит поступать в хороший региональный вуз, а не в плохой алматинский или астанинский. Однако и в этом случае есть свои издержки: устроиться на престижную работу в столице либо в Алматы с региональным дипломом практически невозможно.

Результаты исследования информативности сайтов свидетельствуют о том, что большинство вузов не являются клиентоориентированными и продолжают работать по принципу: «никуда не денутся, все равно придут и будут учиться». Вузы не учитывают тот факт, что в ближайшее время конкуренция за абитуриентов между ними будет возрастать за счет двух основных факторов:

  • Доля выпускников выезжающих за рубеж для получения высшего образования постоянно увеличивается;
  • С 2012 года в вузы начинают поступать абитуриенты, родившиеся в период демографического кризиса 1995-2005 годов. В этот период ежегодная рождаемость была на уровне от 217 до 278 тысяч человек. Для сравнения – в 1990 году в Казахстане родилось 362 тысячи человек. Пик дефицита абитуриентов для казахстанских вузов придется на 2014-2019 годы. В этот периодв вузы будут поступать абитуриенты, родившиеся в 1998-2002 годах, когда ежегодная рождаемость была на уровне менее 230 тысяч.

Если первая проблема лежит на поверхности, то вторую предпочитают либо не замечать, либо умалчивать, однако она неминуемо наберет свою актуальность. Существует два варианта развития ситуация в кризисные для вузов годы:

  1. Конкуренция между вузами в этот период возрастет, и на плаву останутся только лучшие учебные заведения.
  2. Вузы будут решать проблему дефицита абитуриентов за счет повышения цен на обучение.
В случае развития ситуации по второму сценарию, увеличится поток абитуриентов выезжающих для получения образования за рубеж, что только усугубит ситуацию.

Так или иначе, система высшего образования Казахстана стоит на пороге предкризисного периода, который может быть  использован либо для оздоровления отрасли, либо для ее окончательного упадка. Многое в данном случае будет зависеть от позиции и решительности Министерства образования и науки. Из года в год уполномоченный орган констатирует необходимость сокращения числа вузов, однако реально очень мало отзывает лицензий, опасаясь социальных потрясений. Нерешительность Министерства в решении узловых проблем отрасли в будущем будет способствовать дальнейшей деградации системы высшего образования.

 



Специальность